+7 (495) 212-15-66
Курс Евро к Российскому рублю (EUR/RUR) на сегодня
Курс Доллара США к Российскому рублю (USD/RUR) на сегодня
> > UK SMR — британский средний

UK SMR — британский средний AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 23.10.2018 В свежем издании МАГАТЭ, посвящённом проектам модульных реакторов малой мощности, приводятся сведения, предоставленные компанией «Rolls-Royce» о проекте реактора UK SMR. Средний PWR Прежде всего следует отметить, что с формальной точки зрения проект … Читать далее

UK SMR — британский средний

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 23.10.2018

В свежем издании МАГАТЭ, посвящённом проектам модульных реакторов малой мощности, приводятся сведения, предоставленные компанией «Rolls-Royce» о проекте реактора UK SMR.

Средний PWR

Прежде всего следует отметить, что с формальной точки зрения проект UK SMR относится к проектам реакторов средней мощности, а не малой. Его электрическая мощность составляет 443 МВт(э) при тепловой мощности 1276 МВт(т).

Состояние проекта в документе МАГАТЭ оценивается как mature concept. Со слов компании известно, что она планирует пройти сертификацию проекта в Британии в 2024 году, а появление головного (FOAK) блока должно случиться в 2030 году.

Реактор UK SMR представляет собой легководный реактор под давлением (PWR). Реакторная установка трёхпетлевая, двухконтурная, насосы первого контура центробежного типа.

Температура входа/выхода активной зоны — 296/327°C. Давление в первом контуре — 15,5 МПа.

В проекте UK SMR конструкторы предпочитают использовать проверенную технологию. Так, в качестве топлива выбран диоксид урана, квадратная кассета 17×17. Всего активная зона набирается из 121 топливной сборки. Выгорающий поглотитель — гадолиний.

Обогащение урана также находится в пределах, доступных для коммерческих легководных реакторов — до 4,95%. Кампания реактора — от 18 до 24 месяцев. Максимальная глубина выгорания — 55-60 ГВт×сут/т.

Управление реактора ведётся с помощью стержней СУЗ. Борное регулирование в первом контуре не предусматривается, хотя остаётся система аварийного впрыска бора как вторая независимая система аварийной защиты (в дополнение к стержням СУЗ).

Системы безопасности предполагаются как активные, так и пассивные, хотя на последние будет сделан больший упор. Проектный срок службы реактора — 60 лет.

Парогенератор вертикальный, с U-образными трубками. Вариант был выбран как наиболее зрелый и освоенный западной промышленностью. Альтернативные варианты рассматривались, но были исключены, так как их использование ставило под вопрос цель построить головной блок к 2030 году.

Оптимизированный блок

Наибольшего выигрыша по экономике разработчики UK SMR намерены достичь за счёт оптимизации блока.

Среди отличительных черт проекта называются компактная площадка, (блок-)модульный подход к строительству, а также «аскетичные и функциональные внешние системы, устойчивые к опасностям».

В проекте UK SMR предусмотрены максимально возможные стандартизация и серийность (повторяемость). Срок изготовления блок-модулей для одного блока — 500 дней, причём модульный подход минимизирует сроки строительства на площадке.

Транспортировка блок-модулей возможна любыми путями — автодороги, железные дороги, водные пути. В частности, из-за этого условия диаметр корпуса реактора UK SMR был ограничен 4,5 метрами, чтобы иметь возможность перевозить его по британским железным дорогам.

На рисунке ниже показаны основные элементы блока с UK SMR. Как видно, реакторный, турбинный и «водный» острова блока (1, 2 и 3 на рисунке) окружены вспомогательными зданиями, что создаёт дополнительную защиту от внешних угроз, таких как цунами или падение самолёта. Кроме того, все три острова будут находиться внутри защитного барьера.

Блок с UK SMR.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Внешний вид блока с UK SMR.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

В целом, из описания UK SMR в документе МАГАТЭ можно сделать вывод о том, что «Rolls-Royce» намеревается идти по пути создания современного PWR средней мощности, то есть занять нишу, в которой на сегодняшний день практически отсутствует конкуренция — так получилось вследствие сложившейся в мировой атомной отрасли тенденции к росту мощности энергоблоков.

Негативные последствия для экономики, возникающие при уменьшении мощности, разработчики UK SMR планируют устранить за счёт оптимизации проекта блока и внедрения модульных принципов строительства. А в проекте реакторной установки они настроены по максимуму использовать проверенные решения.

Но остаётся открытым вопрос о сроках — почему до появления головного блока с UK SMR даже по планам разработчиков, которые всегда в той или иной степени оптимистичны, должно пройти более десяти лет?

Ключевые слова: Европа, Великобритания, Rolls-Royce, Статьи


Другие новости:

В мире статус действующего имеют 453 блока, статус строящегося 55 блоков — PRIS

Учтён энергопуск «Haiyang-2».

ТЖМТ-2018 — фоторепортаж

Конференция стартовала в Обнинске 8 октября.

Загружены топливом оба реактора ПАТЭС

Физпуск в октябре-ноябре.